Бульонные кубики
В 1870 году 24-летний Юлиус Магги получил в наследство от отца мельницу в городе Кемптал, недалеко от Цюриха. Чуть позже юноша, послушавшись знакомого, на всю наличность приобрел устройство для сушки овощей и бобовых. Именно при помощи этого он и сделал овощную муку - прототип будущего сухого бульона. Уже к 1886 году дамочкам, не желающим простаивать за плитой, было из чего выбирать: в ассортименте продуктовых магазинов было аж три вида быстрорастворимых супов. Рекламный слоган гласил: "Результатом эмансипации женщин становятся пессимизм и перегрузки на работе. Женщинам все больше приходится принимать решения самим. Но теперь у них есть способ облегчить свою участь. Это растворимый суп Магги!" В том же году он открыл агентство под названием "Реклама и пресса".
Для привлечения внимания покупателей к доселе неизвестному продукту - бульонным кубикам - была развернута грандиозная рекламная кампания: пробные упаковки кубиков раздавали прохожим, по улицам ездили лотки, заваленные этими кубиками, - берите бесплатно, только попробуйте.
Демонстрационные парады, плакаты, пакеты, глянцевые афиши на стенах и люди-бутерброды на улицах города. Уникальность продукта и продуманность рекламной кампании позволили Магги создать целую сеть заводов на всей территории Европы. Рекламе продукции в компании Maggi продолжали уделять большое внимание и после смерти ее основателя в 1912 году. Но лучшей рекламой бульонных кубиков стала первая, а затем вторая мировая война.
Чайные пакетики
Американский воротила Томас Саливан по традиции рассылал образцы чая покупателям в железных баночках. В 1904 году его клиенты вместо привычных жестянок получили шелковые мешочки с чаем. Кончились ли у Саливана банки, или предприимчивый бизнесмен решил сэкономить на дорогостоящей таре - история умалчивает.
Однако публике нововведение пришлось по вкусу. Сам ли Саливан посоветовал заваривать чай прямо в мешочке, или недалекие покупатели не стали раскрывать упаковку, но вскоре способ заварки завоевал популярность и даже вошел в моду в светских кругах Нью-Йорка. Тогда чай в шелковых пакетиках был лишь богемной забавой, но очень быстро производство чая в пакетиках было поставлено на поток, а на смену шелку сначала пришел хлопок, а затем перфорированный целлофан и бумага.
Тампон
Впервые тампон с аппликатором был продан в 1936 году. Он был разработан на основе патента врача Эрля Си. Хааса из Денвера, штат Калифорния. Доктор Хаас - личность примечательная во многих отношениях. Родился в 1888 году, в 1918 закончил колледж в Канзас-Сити и 10 лет проработал частнопрактикующим врачом в штате Колорадо. В 1928 году доктор Хаас переехал в Денвер. Он изобрел эластичное кольцо для контрацептивов (на продаже патента заработал $50 000), торговал недвижимостью, позже стал президентом компании, производившей антисептики.
Супруга доктора Хааса постоянно пилила мужа, говоря, что из-за неудобных "тряпок" она не может кататься на лошади. Тогда врач выпустил ограниченным тиражом и запатентовал странное и неприличное для того времени нововведение.
Свое открытие Хаас назвал tampax, от английских слов tampon (тампон) и pack (упаковка). Первый тампон был сделан из обыкновенной медицинской ваты. Конструкция не предусматривала ни аппликатора, ни шнура. Партия была изготовлена при помощи домашней швейной машинки и компрессорного приспособления. Хаасу не удалось сразу заинтересовать общественность своим революционным изобретением.
Патриархальные американки с опаской отнеслись к таинственным тампонам. Не заинтересовалась ими и компания Johnson&Johnson. В 1933 году Хаас продал свой патент и торговую марку предприимчивой немецкой иммигрантке Гертруде Тендерих за $32 000. Гертруда создала компанию Tampax и стала ее президентом. В 1969 газета London Sunday Times включила Эрля Си. Хааса в число 1000 лучших изобретателей ХХ века. Он умер в 1981 году в возрасте 96 лет.
Скотч
В 1921 году крупная американская компания Minnesota Mining and Manufacturing приняла на работу молодого митрофанушку Ричарда Дрю. Юноша недавно с треском вылетел из университета Миннесоты, где проучился всего год, подрабатывал игрой на банджо в местной забегаловке.
Компании срочно требовались лаборанты для изучения рекламаций и пожеланий потребителей ее продукции. На собеседовании бесхитростный юноша признался, что единственное его стоящее умение - игра на банджо. Но через несколько недель 21-летний Ричард Дрю был принят на работу - ему поручили изучать отзывы о наждачной бумаге, поступающей в окрестные автомастерские. Как водится, в Америке есть своя легенда создания скотча. По ней, идея о ленте с клеящим покрытием пришла Дрю в голову, когда в автомастерской он стал свидетелем одной любопытной сцены.
В то время была в моде двухцветная окраска автомобилей. Маляра, случайно заступившего за край одного цвета, нещадно ругал хозяин новенького паккарда. Лаборант Дрю загорелся идеей создания специальной ленты, которая бы, во-первых, надежно прикреплялась к кузову, а во-вторых, не портила бы краску. Уже в 1925 году изобретение поступило в продажу. В целях экономии клей наносился только по краям. За это лента получила прозвище Шотландка (scotch), что означает "скупой, экономный".
Современный облик скотч приобрел в 1929 году, когда компания Du Pont представила образцы нового прозрачного материала - целлофана. В 1930 году на полках магазинов появился новый продукт, а рекламщики начали мощную кампанию. Причем напирали, в первую очередь, именно на "шотландскую" сущность товара и даже рекомендовали восстанавливать ногти и волосы при помощи скотча. Следует заметить, что такая, казалось бы, канцелярская мелочь, как скотч, не только спасла компанию от банкротства в период Великой депрессии, но и превратила ее в процветающую американскую корпорацию. А Ричарда Дрю, как нетрудно догадаться, сделала богатейшим человеком.
Скрепка
В середине XIX века канцелярские работники начали скреплять бумаги портняжными булавками. Иглы ранили руки плюс было крайне сложно достать нужный документ. В 1901 году тридцатипятилетний норвежский математик Иоганн Валер запатентовал поистине незаменимое для клерков нововведение - скрепку. К тому времени уже было зарегистрировано несколько подобных изобретений. На право быть первооткрывателем незамысловатой конструкции претендовали два американца: Уиллиам Мидлбрук и Корнелиус Броснан. Все же первым принято считать Валера.
Эскизы к его скрепке датированы ранним 1899 годом. А причиной промедления называют то, что тогда в Норвегии не существовало патентного права. Любопытно, что в Норвегии считают скрепку национальным достоянием, а Иоганна Валера героем. Показательно, что во время второй мировой войны, когда немецкие оккупанты запретили ношение пуговиц с инициалами монарха, норвежцы, чтобы подчеркнуть свою приверженность национальным традициям, стали прикреплять к одежде скрепки. В 1990 году в Осло даже был установлен памятник Иоганну Валлеру в виде пятиметровой скрепки.
Зубные кружки
Это изобретение пока не слишком популярно, но вполне может стать в один ряд с Великими Элементарными. В 1992 году Боб Стольцфус попытался ответить на вопрос, как почистить зубы, когда ночь провел непонятно где, а зубной щетки под рукой нет. Ответ оказался более чем простым: прикрепляешь специальный зубной кружок к пальцу, засовываешь палец в рот, чистишь зубы щетинистой стороной кружка, на которую уже нанесена зубная паста.
Использованный кружок можно глотать без риска для здоровья. Кстати, существуют варианты зубных кружков для кошек и собак. Идея щетины, прикрепляемой к пальцу для чистки зубов, отнюдь не нова. В период с 1891 года по конец прошлого столетия несколько десятков изобретателей зарегистрировали в бюро патентов разнообразные гигиенические механизмы в виде наперстков, насадок, нашлепок и тряпочек. Некто Джеймс Стуффер придумал концептуально родственное устройство, в котором роль пальца играл язык.